Письмо Мамы, которое публикуется с ее согласия. Может быть, кому-то пригодится такое детальное наблюдение за влиянием занятий Иппотерапией на поведение детишек с особенностями развития. Слова благодарности не исключаю из текста, потому что слышать их всегда приятно. Итак, вот ее отчёт:
«Хочется выразить огромную благодарность фонду «Малыш» за возможность для моих детей заниматься иппотерапией. Это очень приятно, встретить людей, которые действительно небезразличны к особенным детям, которые действительно помогают и поддерживают.
И, безусловно, успехи детей означают долгую и грамотную работу целой команды, к которой мы все очень привязались за время занятий: специалиста по физической реабилитации Ирины Владимировны Просвирниной, коновода Валерии Виноградовой и самого главного, после детей, участника этого процесса – коня Бархана.
За время иппотерапии дети посетили 24 занятия.
С самого начала установились теплые, доверительные отношения. Я считаю, это большая заслуга Ирины Владимировны по выбору стиля общения с детьми, общей уверенности и доброжелательности, по подбору коня с нужным темпераментом.
Дети научились доверию и взаимодействию с большим, сильным, поначалу страшным, но таким родным и близким в итоге животным.
Главным результатом занятий для Даши можно назвать успешное преодоление многих проблем, по поводу которых ей дали статус ОВЗ. Сейчас этот статус у ребенка сняли. Удалось добиться полной коррекции стертой дизартрии и логопед, который этого добивался, подчеркивает скачок сосредоточенности, концентрации, синхронности в управлении собственным телом после первых же занятий иппотерапией. Далее эффект усиливался.
Кроме того, очевидно все более уверенное поведение, проявление доверия к миру и улучшение взаимодействия в социуме. Даша научилась хоть немного предвидеть последствия своих поступков, готовиться к выполнению задания, расчленять на составляющие и последовательно выполнять задания. Безусловно, этому способствовал полученный опыт управления лошадью, когда надо сосредоточиться, сконцентрироваться, понять, какие элементы сейчас надо выполнить, дать лошади понять, что от нее требуется, и поэтапно выполнить все элементы. Она сама еще не очень хорошо осознает эту новую особенность своего поведения, но со стороны такая техничность в выполнении очевидна и близким, и специалистам. Эти качества очень помогут Даше в первом классе.
К концу занятий у Даши начало получаться то, что долгое время не давалось – удерживать равновесие, координацию и посадку во время рыси. Это не давалось ей какое-то время, и преодоление сложности, понимание, что получилось, дали огромный толчок и в учебной деятельности и в эмоциональном настрое ребенка. Она стала проявлять больше эмпатии к другим детям, интересоваться мотивами их поведения, проявлять больше интереса и заинтересованности в принципах работы окружающего мира.
Олег показал сильную заинтересованность в занятиях. Он еще никогда до этого не требовал занятий с такой настойчивостью (когда был перерыв во время самоизоляции) и действительно привязался к людям и лошади. Он стал более общительным, не только позволил его обнять, погладить по голове, но и сам стал просить о такой поддержке.
Он вынес с занятий методы похвалы. Начал не только явно получать удовольствие от этой похвалы, но и сам начал хвалить других, показывать, что рад собственному успеху. Стал активно стремиться к похвале, успеху. Учитывая некоторую эмоциональную глухость до этого – это огромный шаг.
Во время занятий он смог применить навыки из других видов деятельности (плавание, например), а навыки синхронизации движения перенес из иппотерапии в другие виды деятельности (самокат, плавание, учебная деятельность). Осознал понимание цели деятельности, стал более целенаправленно действовать. До занятий иппотерапией переноса деятельности за ним не наблюдалось.
Во время занятий Олег выучил несколько комбинаций движений, научился самостоятельно удерживать позу, самостоятельно продолжать деятельность по логике задания. Это сразу сказалось на его желании более плотно участвовать в учебном процессе. Улучшилась память, стал значительно дольше удерживать внимание. Значительно повысилась самоорганизация (контролирует, какие вещи нужны для занятия, например). Он перестал разбрасывать и забывать собственные вещи, когда отвлекается: с детской площадки, со спортивной площадки, из бассейна мы теперь возвращаемся с полным комплектом вещей, с которыми мы туда пришли. Олег четко отслеживает это и сам собирает вещи перед уходом.
Олег научился ждать некоторое время, пока подойдет его очередь. Спокойно, без истерик и внутреннего напряжения ждать. Это сильно облегчило нам посещение мед. учреждений – стоять в очереди теперь не так ужасающе сложно. Он в состоянии подождать и не растерять внимание, не растормошиться, а выполнить все запланированные действия (например, медосмотр). Стало легче сдавать анализ крови даже.
Значительно улучшилось и социальное взаимодействие. Олег стал лучше воспринимать указания взрослого, стал более четко и осмысленно выполнять эти указания. Значительно улучшилась деятельность по подражанию действий окружающих. До иппотерапии он практически не повторял действий других – сейчас делает это все чаще, все осмысленнее. Это сильно упростило учебную деятельность. Появилась возможность работать с логопедом-дефектологом и на фоне проявившегося желания повторять за взрослым, эти занятия приносят хороший результат.
На фоне занятий ипотерапией значительно уменьшилось количество спонтанных криков, махов руками. Похоже, ребенок насытился общением с лощадью, получил большее ощущение собственного тела, чем раньше. И на этом фоне крики и резкие движение перестали быть ему необходимыми.
На фоне иппотерапии у Олега тоже хорошие подвижки в учебе, поднялась работоспособность, он стал больше выходить на контакт, интересоваться окружающим миром, пытается понять, что делают люди вокруг и повторяет.
Для кого-то такие успехи детей могут показаться незначимыми или даже мнимыми. Но я четко вижу буквально скачки, позитивные изменения в поведении обоих детей после занятий. Я вижу, как они раскрываются, больше доверяют миру и близким людям. И это после многих лет эмоциональной глухости и замкнутости Олега и опасливого отношения ко всему Даши. Дети стали более ласковыми.
Отдельно надо подчеркнуть неизменную радость, эмоциональный подъем и удовольствие детей от общения с лошадью, управления таким большим животным. Счастье от первых успехов и преодоления сложностей.
Еще раз хочу искренне поблагодарить всех тех людей, благодаря которым это стало возможным: Татьяну Петровну Кузькину, Людмилу Павловну Лебедеву, Ирину Владимировну Просвирнину, Валерию Виноградову.
И организации: БФ «Малыш» и конно-спортивный клуб «Фаворит».